Всюду бисер

23 апреля 2015  Л. Чубарова

Из поколения в поколение передается на Севере искусство шитья бисером. Бисерным орнаментом в сочетании с сукном, кожей, мехом щедро украшают и одежду, и обувь, и головные уборы. Даже самые мелкие и будничные предметы одежды и домашнего обихода поражают богатством и сложностью орнаментальной вышивки.

Бисер знали еще в античном мире, Древнем Египте, Византии. На Руси бисерные украшения тоже бытовали с древних времен, о чем свидетельствуют археологические и письменные источники. Как дорогое украшение бисер использовался при дворе и среди духовенства.

На Крайний Север и в районы Сибири бисер проник в XVIII–XIX веках, когда русские и иностранные купцы и скупщики пушнины меняли его на меха. До появления его здесь местное население для украшения одежды и других предметов быта использовало кружки, шарики, столбики, выточенные из мамонтовой кости. Используя натуральные красители, бусам придавали различные цвета.

Старинный бисер разнообразен по форме, цветовым оттенкам и ценился очень высоко. Так, например, эвенки за несколько крупных бисеринок отдавали оленя. Мастерицы ценят этот бисер и ныне и тщательно переносят со старых вещей на новые.

1

рис.1

В последнее время шитье бисером получило особенно большое распространение среди многих народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Бисер позволяет создавать разнообразные композиции орнамента, выполнять сложные розетки, подвески, способствуя развитию национального орнаментального искусства (рис. 1).

Каждый народ Севера по-своему использует эффект шитья бисером, как в подборе цветовой гаммы, так и в сочетании с различными материалами и другим художественным оформлением.

Так, эвенки отдавали предпочтение красному, желтому, зеленому цветам, при этом обязательно вводили белый и черный, дополняя и подчеркивая тем остальные цвета.

Украшая свои кожаные и меховые изделия, эвенки поразному используют прием шитья бисером. Иногда это сплошной настил без просвета между бисеринками, где очень важно ритмичное чередование одинаковых по цвету и размерам бисеринок и одинаковых промежутков между ними. Так расшивались нагрудники, пояса и тому подобное.

В том случае, когда в декоративном оформлении применялись другие материалы – различные цветные полоски из ткани, бисер нашивали довольно скупо, на определенном расстоянии друг от друга. Часто полоска ткани оформлялась бисером в один или несколько рядов. Так украшалась ровдужная одежда, берестяные, обшитые мехом и ровдугой сумы для вьюка на оленях.

Эвенский орнамент, выполняемый в бисерной технике, так же как и эвенкийский, носил, как правило, геометрический полосовой характер. Эвены расшивали меховые шубы, нагрудники полосами бисера, в которых преобладал голубой цвет.

Орнамент бисерной полосы часто построен на переходах от самых светлых бисерных полос к самым глубоким темным и, наконец, черным. Иногда в полосовой орнамент вводился мотив круга, который подбирался из голубого, белого, синего и черного бисера, такие круги часто были обрамлены дугами.

2

рис.2

Эвенские сумочки, кисеты из ровдуги украшались концентрическими кругами, также выполненными из бисера (рис. 2).

Большой декоративностью отличается якутская одежда и дополнения к ней, выполненные в технике шитья бисером. В прошлом якуты обильно украшали предметы конского убора (кычимы, чепраки) из сукна и бархата, расшивали их бисером и штампованными металлическими бляшками. Из бляшек и бисера выкладывали традиционный якутский орнамент, как правило, бляшки окаймляли цветным бисером.

Узор, выполненный из бляшек и бисера, можно было увидеть на обуви, головных уборах, нагрудных и поясных украшениях. Позже бляшки исчезли из обихода, и бисер нес самостоятельную декоративную нагрузку.

Разнообразя фактуру бисерного настила, якуты и эвенки одновременно используют в орнаменте различный по величине бисер – рядом с крупной бусиной может быть вшита мельчайшая бисеринка.

Как и многие народности Севера, коряки используют бисер, украшая свои меховые и ровдужные изделия.

Особый интерес представляет бисерный декор одежды, сшитой мехом внутрь. Внешняя сторона, то есть кожевая ткань, почти всегда окрашена в золотисто-коричневый цвет красителями, приготовленными из ольховой коры.

Основным украшением такой одежды, кухлянки например, являются особые розетки – йыг илгын, что в переводе означает « луна». Это бисерная розетка, отороченная мехом, орнамент ее может быть составлен из секторов разной величины и цвета, сложных сочетаний геометрических фигур.

3

рис.3

Традиционное украшение кухлянки – свободно свисающие подвески из бисера и стеклянных бус. Часто они пришиваются к розетке йыг илгын как ее продолжение.

4

рис.4

Для корякских кухлянок характерно большое количество подвесок из бисера и бус (рис. 3). Более всего украшается спина изделия (рис. 4), там бисер более крупный, чем спереди. Что касается техники шитья бисером, то можно сказать, что у народов Севера и Сибири она довольно однообразна.

Прежде всего, это способ нашивной техники. Сначала бисер подбирают по цвету, размерам и определяют, в каких цветовых соотношениях он будет находиться. Затем его набирают на иглу с нитью и укладывают на основу по заранее начерченному контуру рисунка. Другой иглой с нитью закрепляют продольными стежками нить с бисером, прихватывая иглой ткань через каждую бисеринку. Нашивая следующие ряды бисера, следят за тем, чтобы задуманный орнамент не был сбит.

5

рис.5

Шитье бисером производят на заранее заготовляемых нужной формы полосах, розетках, квадратах и т.д., которые затем накладывают на готовую вещь и пришивают стежками ниток или вшивают в виде вставок между двумя деталями изделия (рис. 5, рис. 6).

6

рис.6

Техника низаного бисера менее распространена, чем нашивная. Она отличается тем, что бисерные нити не крепят к основе, а, переплетая между собой, оставляют свободными. Нижут двумя иглами, то есть одна нить с двух концов заправляется в две иголки, одной иглой набирается определенное количество бисеринок, которые спускаются по нитке на середину, вторая игла проходит в эти бисеринки, только в обратном направлении первой иглы, и затягивает нить. Таким образом повторяется каждый ряд поочередно, при этом количество бисера может прибавляться или уменьшаться. В этой технике выполняют различные подвески из мелкого и крупного бисера, а также кошельки, пояса, нагрудные украшения, которые сплошь состоят только из бисера.

Вышивку бисером сочетают с другими техническими приемами художественного оформления: с аппликацией полосками из цветной ткани, выпушками из длинноворсового меха, с вышивкой подшейным волосом оленя, росписью по коже, меховой мозаикой и т.д.

Техника шитья бисером и способы орнаментации им самых разнообразных изделий почти не испытывали изменений, и все-таки происходит замена мелкого орнамента более крупным, геометрического – растительным, заметен повышенный интерес в последнее время к изображению зверей, жилища.

Живая народная традиция искусства вышивки бисером продолжает развиваться, привлекая все новых талантливых мастеров народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Оценка сообщения:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Еще не оценили)
Загрузка...
  1. Пока что нет комментариев.
  1. Пока что нет уведомлений.
(обязательно)