Узоры на снегу

28 апреля 2015 Светлана Кирякина

Еще с начала XVIII века многие путешественники восхищались нарядными костюмами и образцами вышивки народов Крайнего Севера и северо-востока Сибири. Один из первых исследователей Сибири Г.А. Сарычев отмечал в своем дневнике, что вышивки алеутских мастериц отличаются таким искусством и хитростью, что ни одна европейская золотошвейка не в состоянии сравниться с ними. Изделия мастериц-северянок поражают трудоемкостью и искусной технологией исполнения (рис. 1). Особенно красива вышивка цветным непрозрачным бисером.

1

рис.1

Сочетание цвета и фактуры, его блеск и переливы в гуще меха, контраст бисеринок с глухой мягкой поверхностью цветного сукна или с грубоватой фактурой ровдуги выразительны. Полярная ночь, вечный снег, холод, небесные сполохи. В чуме сидит мастерица и руками, загрубевшими от ледяной воды, чистки рыбы и разделки мяса, без машин, ножниц и ниток фабричного изготовления шьет и вышивает. А перед ее глазами – другая картина: солнце, так недолго теплое, но любимое и почитаемое, голубизна неба, цветущая тундра, разнообразнейшая окраска меха, включающая все тональные переходы от теплых и холодных цветов, от белого до глубокого бархатно-черного. Богатство этих красок отражается в душе мастерицы, вот почему получаются неповторимые творения искусства, которые хранятся в музейных коллекциях и украшают самые престижные международные выставки.

Северные ханты называли бисер – сак, сек, южные – кеу, кев, что значит «камень», а манси – маньсак. Те и другие предпочитали непрозрачный фарфоровый бисер различных цветов, но наибольшим спросом пользовался белый, зеленый, оранжевый, голубой и красный. Белый употребляли для фона, цветной – для узора. Пожалуй, ни одна другая народность крайнего Северо-Востока не создала такой замечательной по красоте отделки одежды, как коряки. Верхнюю часть голенищ и узкую полосу вдоль бокового шва торбасов украшают бисером. Контраст белого и темного камуса дополняется бисерным декором.

Например, холодный голубой бисер дополняет и как бы продолжает белый камус, а теплые красный и желтый гармонично сочетаются с темно-коричневым камусом.

Коряки везде используют бисер: в национальных головных уборах, в кухлянках из оленьего меха, в камусовых ковриках и панно. Расшивают бисером спинки гагаглей, кожаные кисеты-табакерки, пояса, рукавицы, сумки. С не меньшим восторгом можно говорить и о национальном искусстве эвенов. Орнамент из бисера оживляет, обогащает мех и красиво обрамляет капор-корбан. Украшения на головном уборе удерживают шапку на голове во время быстрой езды на оленях. Унты, отделанные по борту мозаикой из меха или расшитые бисером теплой тональности с преобладанием красного цвета, можно увидеть почти на каждом жителе Севера и Сибири.

Эвенскую женскую зимнюю верхнюю одежду – тэты – шьют из оленьей шкуры или из неблюя. Она похожа на кафтан или тулуп без украшений, иногда достигает пяти килограммов. Недаром в фольклорной песне поется: «Вся тундра слышит – моя жена идет!» Даже молодежь, предпочитающая в теплые летние дни покупную одежду, зимой на промыслах и в поселках носит шапку-капор, меховой кафтан, нагрудник, пояс, наколенники, меховые унты и рукавицы. В селе Ловозеро Мурманской области живут саамы. Со второй половины XVIII века и по настоящее время бисером расшивают пимы, бурки, яры (высокие меховые сапоги), каньги (полусапожки из меха и кожи, имеющие загнутый кверху носок), сумки – охотничьи, хозяйственные, для рукоделия, женские головные уборы – шамшуры, пояса, игольницы, подвязки для пим, детские колыбели и даже оленью упряжь.

2

рис.2

Композиции из бисера сложны, изысканны и имеют вид геометрических элементов – треугольников, крестов, ромбов, квадратов, кругов, полукружий, но найти повторяющийся рисунок трудно (рис. 2, рис. 3). Каждый узор – индивидуальный почерк мастера. Простейшие узоры на предметах быта приобретают богатую фактуру и колорит благодаря использованию и комбинированию различных материалов и технологий. Например, при работе с кожей, замшей и мехом применяют стачивание, аппликацию, переплетения полосок кожи, пропускание через надрезы в коже пучков окрашенного волоса и другие способы. В работах с бисером в основном используют один технический прием – шитье « в прикреп». Сначала подготавливают различные обрезки мягкой кожи, замши, служащие основой для узоров. Их расправляют и укладывают на гладкую доску, закрепляя грузом. Затем шариковой ручкой наносят контур будущего узора. В тонкую иглу вдевают сухожильную или капроновую нитку и в определенном порядке нанизывают бисер. Для работы нужна вторая игла с ниткой. Шитье начинают от центра узора. Нитку с нанизанными бисеринками укладывают на заготовку-основу, строго направляя ее по контуру орнаментального узора и прикрепляя к основе второй иглой стежками-перехватами в промежутках между бусинками. После этого основу с нашитым узором вшивают в нужный предмет. Благодаря этой технике исполнения основа с нашивкой долговечна.

72

рис.3

Образцы узоров и трафаретов, спорки от вышедшей из употребления одежды, сохранившие следы орнаментации, хранились в особых сумочках и передавались по наследству от матери к дочери. Так до нас дошли старые формы, мотивы орнаментов и приемы композиции. О том, как важно было это для северных мастериц, говорит такой случай. В своих воспоминаниях о поездке к ненцам

Большеземельской тундры художник Борисов рассказывал, что однажды ненка Ирина поссорилась с мужем и ушла в тундру, не взяв с собой даже еды, но сумку с шитьем она захватила. В старинной песне поется: «Если ты женщина – знай свою сумку». Орнаменты северных народов имеют много общего: они, мелкие и «космической» тематики, отражают Солнце, Луну, звезды и их условные изображения.

Орнаментальные мотивы напрямую связаны с мифологией северных народностей, с их древнейшим мировоззрением. Так, на шаманских бубнах часто встречается крест – символ высшего божества, творца мира; ромбы, от углов которых шли нити, обозначали власть Солнца, распространяющуюся на все стороны света. Эти же фигуры повторяются на головных уборах, нагрудных украшениях, оленьей упряжи. Криволинейные формы в орнаменте встречаются реже, но круги занимают значительное место как в вышивке, так и в резьбе по кости, дереву, в металлических изделиях.

Светлана КИРЯКИНА,  мастерица по бисерным украшениям.

Фото Виктора ЗАГУМЕННОВА

Оценка сообщения:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Еще не оценили)
Загрузка...
  1. Пока что нет комментариев.
  1. Пока что нет уведомлений.
(обязательно)