Три века бисера

7 мая 2015 Б. Мишин

Бегут по красному полю разноцветные нити бисера, бегут, подчиняясь строгим ритмам узора. Он то прямой, как стрела, то извилистый, будто русло реки. Горными вершинами ложатся на сукно треугольники, лепестками полярных маков – овалы... Федосья Петровна Михайлова сидит у окна. Солнечные лучи освещают и смуглые руки мастерицы, и полоски сукна разных цветов, лежащие у нее на коленях. На одной из них вышита бисером большая восьмилепестковая розетка. Такой узор этнографы и искусствоведы называют «опознавательным знаком долганского орнамента». Михайлова живет в Катырыке – небольшом поселке в самом центре Таймыра. Добраться сюда нелегко – три сотни километров к Северу от Полярного круга. Зато у каждого, кто побывает здесь, надолго останутся в памяти не только красота северной природы, но и удивительные вышивки катырыкских мастериц. 

– Называется узор – тангалай. – Не прерывая работы, Федосья Петровна показывает другой рисунок. Многоцветные уголки плотно прижались друг к другу. Красный и голубой, желтый и зеленый: цвета переливаются сполохами полярного сияния. – А это харбанях – мастерица легко прикасается иглой к изящному бордюру из белого и синего бисера.

Расшитые им полоски ткани – заготовки для унтаек. С них начинается изготовление теплой и удобной обуви. Сначала тщательно готовят вышивки, а затем уж делают из оленьего меха сапожки. Узоры нашивают по вертикали и горизонтали. Орнаментальные полоски подчеркивают форму унтаек. Сапожки приобретают нарядный, праздничный вид.

– Такой узор называют тынырак, – продолжает свой рассказ Федосья Петровна, а по-долгански – ноготь. Есть у нас и кулгах – ухо и харах — глаз. Их нашивают на шапку.

В традиционном орнаменте долган ученые выделяют несколько типовых рисунков. Одни из них близки к орнаментальным мотивам эвенков и эвенов – народов, близких долганам. Это обычно прямые полосы, треугольники, ромбы и квадраты. Другие – завитки и парные спирали – несут на себе отпечаток якутских мотивов. С якутами долганы, можно сказать, находятся в родстве. Есть в узорах долган также элементы русского орнамента. Удивлены? То память о «затундренных крестьянах», русских охотниках, добывавших на Таймыре пушнину и породнившихся с местным населением.

Особый интерес для исследователей представляют большие концентрические круги, встречающиеся в орнаменте долган. Подобные детали нередки в традиционных узорах народов Чукотки и Камчатки, у эскимосов Северной Америки и Алеутских островов. В долганском орнаменте концентрические круги – реликты культуры древнейшего населения Таймыра.

Любуюсь вышивками Федосьи Петровны, записываю услышанные от нее названия орнаментальных мотивов. В Катырыке Михайлову считают одной из самых опытных мастериц, а вышивают в поселке, или, как здесь говорят, «на фактории», многие. Почти в каждом доме видишь расшитые бисером парки, унтайки, праздничные шапкибергехе. Узоры мастериц исключительно разнообразны. Почему – понятно. Ведь живут в Катырыке не только местные уроженцы, но и переселенцы с верховьев Хеты, на которой стоит поселок, с эвенкийского озера Ессей, с реки Оленёк – она в Якутии.

Знатоки долганского орнамента умеют по характеру узора определять, где выполнена та или иная вышивка. Надо сказать, что прежде местные особенности орнаментального искусства долган были еще заметнее. Отголоски давних племенных традиций продолжают жить в современных узорах.

Поиск новых образов, ритмов, красок характерен для вышивальщиц Таймыра. Ушел в прошлое магический – охранительный – смысл орнаментальных узоров, а с ними неизбежные ограничения. Их диктовала традиция. Вместе с тем современные долганские вышивальщицы, особенно старшего поколения, хорошо знают старинные узоры. Сочетание новых мотивов с теми, что передаются из поколения в поколение, придает их работам особую красоту.

Около трех столетий вышивают на Таймыре бисером. Когда-то был он из китайского фарфора, из индийских кораллов. Старых вышивок осталось уже немного, но коечто сохранилось. К слову сказать, долганы не только бисером отделывали вещи. Из цветных нитей создавали узоры, вышивали подшейным волосом оленя. И меховую мозаику умели «придумать».

...Бегут разноцветные нити бисера, яркими звездами переливаясь на черном, как ночное небо, сукне. Склонилась над вышивкой мастерица. Блестит игла в ее тонких пальцах. Рождается орнамент.

Оценка сообщения:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Еще не оценили)
Загрузка...
  1. Пока что нет комментариев.
  1. Пока что нет уведомлений.
(обязательно)