Плетение из бисера

12 мая 2015 Н. Гарин

Свою меховую одежду северянки издавна украшали костяными шариками, трубочками, кружочками – их иногда даже подкрашивали синей, зеленой и красной красками, добытыми из растений. С появлением на севере Сибири скупщиков пушнины распространился бисер. Впрочем, далеко не всякий бисер подходил к суровым северным условиям и выдерживал морозы свыше сорока градусов. Стеклянный – лопался и опадал; сохранялись лишь китайский фарфоровый или индийский, сделанный из морских раковин, такой бисер берегли – его переносили со старых вещей на новые.

И сегодня бисер по-прежнему популярен у северных мастериц. Наряду с традиционным вышиванием распространилось плетение из бисера. Изготавливают подвески к женской меховой шапке, пояс для ягушки, небольшие салфетки, кошельки, браслеты и другие украшения. Они выглядят эффектно, современно, изящно.

Технологическая простота сделала плетение из бисера доступным даже для девочек. Не раз приходилось мне наблюдать за работой юных мастериц из Ямало-Ненецкого автономного округа, готовых часами просиживать над своим рукоделием. Бусинку за бусинкой нанизывают они на леску или сухожильную нитку, искренне радуясь удачно найденному цветовому сочетанию и огорчаясь, когда неожиданно кончается бисер нужного цвета и приходится на неопределенное время откладывать любимое занятие.

1

рис.1


2

рис.2

Мастерицы охотно делятся своим опытом, показывают все тонности ремесла, но в выборе цветового решения любая, даже самая юная, не имеет готовых рецептов. Цвета подбирают интуитивно – тут и проявляется эстетическое чутье, природная одаренность.

Техника плетения, которую мы сегодня предлагаем, записана у сестер Хороля, Сэрне и Яптане. а также со слов школьницы из поселка Салемал Тамары Пуйко (Ямальский район).

Прежде чем начать плести, надо запастись капроновой леской и бисером. Бисер можно использовать любой – круглый, в виде тора, рубленный из цветных трубок. Главное, чтобы в отверстие каждой бусинки проходили две лески.

Постарайтесь найти бисер разных цветов. Рассортируйте его. Возьмем из имеющихся в достаточном количестве два основных цвета – синий и красный, и дополнительный – желтый.

Теперь надо определиться с рисунком орнамента (рис. 1, рис. 2). Выберем самый распространенный на севере Западной Сибири – «рога молодого оленя», поненецки «хора ламбэй». Одиночный фрагмент узора (так как далее он повторяется в точной копии) наносится на бумагу с точным подсчетом бусинок по вертикали (ширине полосы) и с указанием границ цвета. Затем готовится леска длиной полтора-два метра. Бывает, что мастерицы берут и более длинную леску, чтобы не наращивать ее во время работы и не иметь лишних узлов. Начинающим не советуем брать длинную леску – работать с ней неудобно, нужен определенный навык. Концы лески заостряем, чтобы легче было нанизывать бусинки, а саму леску перегибаем вдвое.

3

рис.3


4

рис.4

Плетут, как правило, по ширине. Ленточный характер орнамента задает и саму форму будущего изделия – в виде полосы.

Плести начинают так. Три бусинки одного из основных цветов, нанизывают и передвигают до середины лески (до перегиба). Четвертую бусинку нанизывают одновременно на оба конца лески (рис. 3). Таким образом леска перекрещивается на четвертой бусинке. Затем на каждый конец лески нанизывают еще по одной бусинке (цвет выбирают согласно нарисованной схеме), а третью опять на оба конца и так дальше Необходимо постоянно сверяться по схеме-рисунку, подсчитывая количество бусинок по вертикали и выбирая нужный цвет. Уже после выполнения двух-трех изделий у вас появится необходимый навык, и рисунок не потребуется.

5

рис.5

Когда вы наберете полную ширину изделия (в нашем случае одиннадцать бусинок), наступает очень ответственный этап в процессе плетения – прохождение поворота (рис. 4). Затем плести становится легче, так как определена ширина, нет необходимости считать, есть основа, к которой с каждым разом прибавляется по две бусинки. Первая нанизывается на один свободный конец, а через вторую пропускают оба конца с разных сторон. Происходит как бы подшивание к первоначальной цепочке, последующих звеньев (рис. 5).

6-7

рис. 6-7

Работа значительно облегчается, когда начинают проступать рисунок, закономерности его построения  (рис. 6, рис. 7). Схема теперь больше не нужна. Я встречал мастериц, которые свободно вводят в орнамент буквы, слова, переходят от одного узора к другому, не пользуясь даже вспомогательными рисунками.

Наращивая леску, делайте аккуратные узелки и прячьте их. Когда работа закончена, концы лески тоже свяжите и осторожно оплавьте над огнем.

Оценка сообщения:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 голосов, средний: 5,00 из 5)
Загрузка...
  1. Пока что нет комментариев.
  1. Пока что нет уведомлений.
(обязательно)