Новый старый бисер

6 мая 2015 Е. Ерныхова

Много нового внесла Евдокия Александровна Ерныхова в технику бисерного плетения – разработаны оригинальные приемы изготовления изделий с сужающимися и расширяющимися кромками.

1

рис. 1

Взамен трудоемкого плетения на многих лескахжилках она предлагает своим ученицам плетение только на двух – оно куда менее трудоемкое. Его можно освоить в рамках школьного курса. Один из подобных способов – «сеточкой» позволяет имитировать традиционное разреженное плетение, а второй, который она условно называет «усовершенствованным», дает возможность получить изделия с плотной фактурой – подобной ткани. И вот тут-то для традиционного материала открываются новые возможности. Во-первых, таким способом можно изготавливать новые по форме и по функциональному назначению вещи – кошельки, футляры для очков, сумочки, бисерные вставки. Во-вторых, этот способ позволяет выплетать традиционные отображаемые орнаменты « в полоске», или, как их называют, «линейные». При традиционном способе плетения на многих жилках основными фигурами на бисерных украшениях были розетки в виде разнообразных гребенчатых ромбов. Из линейных орнаментов удавался лишь один из простых вариантов «рогов оленя». А теперь в бисерных изделиях можно воплотить все разнообразие орнаментов, которые прежде можно было видеть на берестяных или меховых изделиях.

Работая бисером, Евдокия Александровна интуитивно нашла еще одно верное художественное решение. В ее орнаментах фоновую часть и узор разграничивает бисер контрастного цвета. Он же проходит по краю изделия, очерчивая и выделяя его контур. Плетение становится более богатым в цветовом отношении – трехцветным, более динамичным и выразительным. Этот прием берет начало в хантыйском и мансийском искусстве: тонкими жгутами белого подшейного волоса оленя обшивали контуры узоров на летней обуви из замши-ровдуги, белыми нитками или бисером окаймляли узоры-аппликации на суконных покрышках или игольницах.

Ханты и манси предпочитают бисер ярких и сочных тонов – белый, красный, синий, голубой, оранжевый, зеленый, желтый и подбирают его по принципу контрастности – вот почему традиционные изделия из бисера так привлекают взгляд.

По сей день бытуют две основные техники работы с бисером – вышивка и плетение. И для той, и для другой в прошлом пользовались нитками из оленьих сухожилий. Теперь для плетения в ход идет тонкая леска диаметром 0,17–0,22 мм, а вышивают хлопчатобумажными или капроновыми нитками. Для вышивки подбирают тонкие иголки № 1, которые легко проходят в отверстие бусинки.

Появились новые виды изделий – кошельки, футляры для очков, небольшие салфетки. Но в современных изделиях используют традиционные орнаменты.

2

рис. 2

Существуют три способа вышивки бисером. Самый простой выполняется так. Иголка с ниткой выводится на лицевую сторону ткани. На нее нанизывают одну за другой бусинки, иголку вводят в ткань и вновь выводят на лицо, но уже на некотором расстоянии, и снова нанизывают бусинки (рис. 2). Такая вышивка встречается на игольницах и суконных подвесках.

3

рис. 3

Второй способ – когда на нитку нанизывают несколько бусинок и этой же или другой иглой пришивают их к ткани-основе, делая стежки по сторонам каждой бусинки (рис. 3). Иногда выполняют длинную нитку бисера, укладывают ее по краю воротника и закрепляют каждую бусинку. На воротнике можно закрепить рядом друг с другом несколько таких бисерных низок – образуется красивая кайма. Но такая вышивка требует навыка.

Чаще выполняют узоры, чередуя в шахматном порядке квадратики из пяти бусинок. Так вышивают центральную часть саклопса – женского украшения в виде нагрудника, манжеты, бисерные подолы, суконные оторочки на бурках, кошельки.

Вышивка на суконной оторочке бурок – холь

Прежде чем приступить к вышивке, условимся, что каждый стежок по лицевой стороне изделия мы будем называть шагом.

4

рис. 4

Иглу вводят в ткань выкроенной суконной полоски, закрепляют на узелке и выводят на лицевую сторону. На нее нанизывают три бусинки одного цвета и вводят в ткань так, чтобы образовался вертикальный столбик из бусинок. Это первый шаг (рис. 4).

5

рис. 5

Иголку вновь выводят на лицевую сторону напротив нижней бусинки столбика на расстоянии, равном трем бусинкам. На иголку нанизывают одну бусинку, а потом вводят ее в отверстие средней бусинки столбика, протягивают нитку и нанизывают еще одну бусинку. Только теперь вводят иголку в ткань напротив верхней бусинки столбика (рис. 5). Затягивают нитку – это второй шаг.

Получился квадратик из пяти бусинок. Его выполняют из бусинок одного цвета (рис. 6).

6

рис. 6

Для следующего квадратика иголку уже выводят на лицевую сторону рядом с верхним углом уже готового квадратика на расстоянии, равном стороне квадрата. Следующий квадратик выполняют по той же схеме. При этом шить надо так, чтобы на изнаночной стороне образовались два ряда продольных параллельных стежков.

Таким образом нашивают целый ряд квадратиков на одинаковом расстоянии друг от друга, стараясь шить ровно, чтобы узор не перекосился. Для этой работы лучше подобрать мелкий бисер.

Чтобы начать второй ряд, иголку втыкают так, чтобы она вышла на лицевой стороне у нижнего левого уголка последнего в ряду квадратика, на нитку нанизывают три бусинки и продолжают работу в описанной последовательности, помещая квадратики второго ряда в шахматном порядке по отношению к первому.

7

рис. 7

Узор на опушке для бурок состоит из пяти рядов. В первом ряду чередуются белые и черные квадратики, во втором – в шахматном порядке – два белых, два черных, в третьем – черный и белый, а в четвертом и в пятом – симметрично по узору. Образуется узор в виде снежинки (рис. 7).

Для холь полоску сукна выкраивают так, чтобы ее длина была равна окружности икры конкретного человека и прибавляют 2–3 см. Ширина полоски вместе с запасом для шва – 7 см. Выполняя вышивку, по верхнему краю холь, надо оставить полоску сукна шириной 2 см. Если сделать вышивку сплошной, то по верхнему краю изделия получится острая грань – об нее моментально протрется пальто.

Вышивка на подоле платья

8

рис. 8

Ее выполняют в той же технике, нашивая на полосе ткани два ряда квадратиков в шахматном порядке. Чередование цветов может быть таким: два белых квадратика и один красный в первом ряду. Один белый, два красных – во втором. Так получается узор с чередованием треугольников белого и красного цветов (рис. 8).

Для подола часто выбирают бисер четырех цветов, но в этом случае белые и желтые мотивы должны разграничивать бисер более темных тонов.

9

рис. 9

Можно выполнить и такую вышивку: взять мелкий бисер и нашить три ряда – получится узор с сочетанием квадрата и креста (рис. 9).

1-й ряд: два черных квадратика, один белый, два красных, один желтый – в этой последовательности повторять до конца полоски.

2-й ряд: один черный квадратик, два белых, один красный, два желтых – в этой последовательности повторять до конца полоски.

3-й ряд: два черных квадратика, один белый, два красных, один желтый – в этой последовательности повторять до конца полоски.

Длину полосы ткани, по которой выполняют вышивку, промеряют по подолу конкретного изделия, прибавив запас 10 см, ведь бисер стягивает ткань.

Центральная часть саклопса (рис. 10)

10

рис. 10

Для изготовления саклопса выкраивают прямоугольник ткани размером 18×15 см. Если ткань тонкая, ее складывают вдвое. Определяют середину, согнув ткань пополам и проведя вертикальную линию по сгибу с помощью мела или кусочка мыла. Выполнять орнамент начинают с середины, то есть первый ряд будет проходить по прочерченной линии.

Вторая половина саклопса выполняется симметрично первой от центра узора. Квадратики начинают и заканчивают нашивать в сантиметре от боковых краев ткани, так как сюда пришивают полосы, выполненные в технике бисерного плетения.

Манжеты Этим узором можно вышить манжеты к платью, нашив на одной половине каждой семь рядов квадратиков – всего четырнадцать рядов. Кошелек Такой же узор можно выполнить и на кошельке. Вышивку на каждой половинке изделия тоже начинают с середины. На каждой половинке выполняют по шестнадцать рядов квадратиков. Чтобы скрыть сгиб ткани, на него нашивают ряд белых квадратиков. Теперь на этом месте кошелек не протрется. По верхнему краю прямоугольника ткани оставляют свободную полосу материи шириной 1 см для подгиба. Сюда, предварительно стачав швы готового кошелька, вшивают молнию. Вплотную к молнии можно выполнить еще один ряд квадратиков, продолжив узор.

Оценка сообщения:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Еще не оценили)
Загрузка...
  1. Пока что нет комментариев.
  1. Пока что нет уведомлений.
(обязательно)