Главная > Декорирование одежды, Энциклопедии > «Как цветы на каменных склонах…»

«Как цветы на каменных склонах…»

26 июня 2015 Миловский

«Вся одежда ламутов сверкала красными и голубыми узорами вышивок, как цветы на каменных склонах... Кожаные и меховые кафтаны, обшитые черным, зеленым и красным сафьяном, ...четырехугольник передника, вышитый бисером, крашеной лосиной шерстью, похожей на цветной шелк... – везде и всюду сверкали затейливые узоры ламутских украшений».

Как попала сюда, в стойбище кочевых чукчей, родителей Омьены Эвгур, книга одного из исследователей Крайнего Севера В.Г. Тан-Богораза? Девушка не помнит. Но вот впечатляющие описания одежды эвенов врезались в память надолго: «У котла хлопотала девушка... в таком же красивом наряде, испещренном всевозможными вышивками, и, кроме того, обвешанная с головы до ног бусами, серебряными и медными бляхами, бубенчиками, железными побрякушками на тонких цепочках...» А вот мужчины-чукчи, нашедшие приют от непогоды в эвенской яранге, рассуждают о местных красавицах: «...уж если жениться, то, конечно, только на девушке-эвенке!» Обидно вдруг стало Омьене за чукчанок. Неужели они менее искусные рукодельницы? С малых лет помогают матерям выделывать шкуры, шить торбаса и кухлянки. Украшают одежду замысловатой мозаикой из кожи и меха, белыми ремешками, бисером.

Задумываясь над прочитанным, она сдвигала брови. Вспоминала праздничные наряды эвенов на севере Камчатской области. А ведь верно, нет ничего красивее эвенского передника из золотисто-рыжеватой ровдуги. И захотелось самой сшить такой наряд, украсить его бисерной каймой, кожаной плетенкой по подолу-опувану.

Долог путь у мечты. Бывает, развеют ее годы, и сотрется в памяти день, когда она возникла. Но не так было у юной чукчанки. Девушка много трудилась, осваивая секреты ремесла. Работая на Камчатской сувенирной фабрике, в свободное время шила национальную одежду. Ее изделия экспонировались на выставках. Многие из них, выдержав конкурс, попали во Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства в Москве.

...Мы стояли с Омьеной на сопке. Осенний океанский ветер пригнул к земле сухие высокие травы. Среди родной природы – в своем дивном наряде – она была совсем не похожа на ту девушку в городской одежде, которую я встретил несколько дней назад в ПетропавловскеКамчатском. Костюм ее – само изящество. Он состоял из белого однобортного замшевого кафтана – наймика, золотисто-коричневатого передника – нэл и торбасов. Дополняла его яркая бисерная бахрома налобника и орнаментированная в тон наймику замшевая сумочка для рукоделия – авсы.

Тут же вспомнились восторженные отзывы знаменитых путешественников о декоративном искусстве эвенов... Вот что писал, к примеру, академик А.Ф. Миддендорф, увидевший свадебные наряды, равные по стоимости стаду оленей: «Что значат в сравнении с их костюмами произведения наших наемных изготовителей нарядов или парадные мундиры наших самых щеголеватых гвардейцев?..»

Сколько же времени пришлось потратить Омьене, чтобы сотворить все это? Надо было самой выделать грубую шкуру до тонкой и нежной ровдуги. Потом раскроить на специальной доске – тиневын. И лишь после этого – первый стежок.

Местные мастерицы работают, сидя на полу яранги, на меховом коврике, а в погожие дни стелят его на траве. Так делала и Омьена, показывая мне народные приемы вышивки. И я не уставал удивляться легкости, с которой она справлялась с трудной работой. Но вот настоящее творчество... Расшить кайму подола – опувана – самое трудное. Широкая горизонтальная полоса на переднике – настоящий декоративный шедевр, главное украшение.

Тут требуется знать множество приемов украшения одежды. Меховая и замшевая мозаика, аппликация, плетенка из кожаных ремешков, замшевая бахрома, вышивка мулине и белым подшейным оленьим волосом – буквально все. Последняя вышивка переливается на темном фоне, рельефно делит кайму на несколько узких полосок – в палец шириной; к тому же она разделяет элементы орнамента по вертикали, позволяя составить неповторимую мозаику из кусочков меха. Считалось, что белый волос оленя оберегает от разных бед, например от нападения дикого зверя...

28

Рис. 1

При крайне ограниченном наборе элементов мозаики – треугольники, квадраты, ромбы, полоски, объединенные в более крупные композиции, – нет двух одинаковых, даже близко похожих опуванов (рис. 1). У каждой мастерицы свой почерк, свой художественный такт, передаваемый из поколения в поколение.

Из общей цветовой гаммы не выбиваются и свисающие на кожаных шнурах ярко-рыжие кисточки из подкрашенной заячьей шерсти. Слегка контрастирует лишь бисерный узор. Он строго ограничен цветовым сочетанием, как правило, черно-бело-голубой. Именно такой пропустила по опувану и Омьена. Кстати, бисер здесь очень ценят и берегут. Снимают со старых передников и кухлянок. Не исключено, что старинный бисер на новом наряде девушки из XVIII века привезен, скажем, из Индии...

Как далеко все это от того, что я увидел в Петропавловске-Камчатском на сувенирной фабрике, где работает Омьена. Пропасть отделяет ее прекрасные узоры на мягкой замше от грубоватых изделий, на которые тратят время и материал здешние мастерицы. Единственное «традиционное» изделие фабрики – торбаса – любой коренной житель Камчатки с презрением отвергнет. Про остальное и говорить не стоит.

Художественные промыслы подчинены диктату местной промышленности. Поэтому в жертву интересам поточного производства приносится художественность и качество изделий.

Все, что оказалось на выставках и в музеях, сделано Омьеной и мастерицами старшего поколения не благодаря фабрике.

Шьют они свои неповторимые наряды лишь во время отпуска, приехав в родные места...

Костюм почти готов. Осталось доделать мелочи. Я смотрю на это чудо, ладно облегающее ее стройную фигурку, и вспоминаю слова очарованного искусством эвенов этнографа – «как цветы на каменных склонах».

Оценка сообщения:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Еще не оценили)
Загрузка...
  1. Пока что нет комментариев.
  1. Пока что нет уведомлений.
(обязательно)