Из рыбьей кожи

30 марта 2015 Юрий Сем

Инородцы в рыбьей коже – так китайские торговцы и путешественники в древности называли соседние племена нанайцев. Нет, в облике этих людей не было ничего от мифического племени русалок. Разве что одевались они не в шелка и шкуры, а в кожу рыб, которую в изобилии вылавливали в реках и озерах.

41

Из кожи сома, щуки, кеты, сазана, муксуна, амура нанайцы научились выделывать такую тонкую и мягкую замшу, которая может соперничать с самой лучшей современной перчаточной. Она легка и эластична, при этом достаточно прочна, надежна, не пропускает влагу. Одежда, сшитая из рыбьей кожи, всегда выглядела нарядно и празднично: на белой с холодным голубоватым или зеленоватым оттенком замше удачно смотрелись яркая вышивка и аппликация.

У каждой хозяйки в Приамурье или в Приморье были свои секреты в выделке кожи. Их держали в тайне, передавали только от матери к дочери. Большинство из них сегодня утрачено. Из рассказов стариков удалось составить лишь общую картину обработки столь популярной некогда на Амуре замши.

Пойманную рыбу мыли, потрошили, день или два сушили и проветривали на вешалах. Только после этого с нее снимали кожу. Делали это специальным костяным ножичком, по форме напоминающим нож для разрезания бумаги. Благодаря лезвию, плавно заостренному на конце и скошенному по бокам, нож практически не рвал тонкую кожу.

Снятую шкурку сначала слегка растягивали руками, а затем прикрепляли на стенке амбара или дома, здесь она сушилась еще два-три дня.

После просушки шкурки – а их обычно обрабатывали помногу – сортировали по видам рыбы, складывали в стопки, придавив сверху гнетом, чтобы кожа не деформировалась. Теперь обработка продолжалась на самодельном деревянном станке, состоящем из основания и молотка.

Женщина работала, сидя на земле, положив ноги на основание. Она смазывала кожу икрой кеты, сворачивала в рулон и укладывала в квадратное углубление, находившееся в центре основания станка. Деревянным молотком она отбивала рулон до тех пор, пока рыбья кожа не становилась мягкой, эластичной, подобно лучшим сортам сафьяновой кожи.

Чтобы кожа не промокала, ее дополнительно коптили над очагом в жилище. Готовые шкурки подбирали по размеру, последний раз разминали руками, соскабливали ножом оставшиеся кусочки мяса или жира и сшивали в полотнище при помощи ниток-томпо, изготовленных из той же кожи рыбы. Нитками, как правило, женщины запасались заранее. Делали их следующим образом. Сначала по спирали, от края к центру, вырезали заготовки. Их заворачивали в кусок кожи, мяли зубами и растягивали. Несколько волокон сплетали в один жгут и подвешивали к жерди над крышей – коптиться и сушиться. Лишь после этого они годились для работы. По прочности и эластичности нити-томпо не уступали оленьим сухожилиям, они не гнили, не перетирались, не пропускали влагу.

Прежде любая женщина в нанайском селении владела искусством выделки рыбьей кожи. Особенно ценились сшитые из нее халаты. Легкие и удобные, они были прочны и долговечны, по-настоящему элегантны. Когда в нанайском или ульчском селении умирала мастерица, устраивали выставку халатов, принадлежавших ей самой или сшитых ее руками. Если их оказывалось меньше 12–15, это считалось позорным для памяти покойной. Потому, наверное, нанайские женщины и сегодня бережно хранят одежду из рыбьей кожи, сшитую руками их бабушек и матерей.

Юрий СЕМ г. Санкт-Петербург

Оценка сообщения:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Еще не оценили)
Загрузка...
  1. Пока что нет комментариев.
  1. Пока что нет уведомлений.
(обязательно)