Главная > Декорирование одежды, Энциклопедии > История, написанная бисером

История, написанная бисером

8 мая 2015 В. Плюхин, преподаватель Мурманского пединститута Ловозеро – Мурманск

Забывать о материальной культуре этой народности стали еще в прошлом веке. Постепенно саамское жилище, куваксу, заменил более рациональный чум коми-ижемцев. Он и повыше, и повместительней. Исчезло типично саамское средство передвижения – кережа. Нарты выгодно отличались от нее простотой изготовления. Национальную шубу – печок – сменила малица коми, на смену национальной обуви – ярам и каньгам – пришли бурки и тоборки...

Постепенно древо саамской традиционной культуры обрастало чужой листвой. А ведь есть еще мастера, которые могут создать уникальные предметы быта. Впрочем, справедливо говорят, уронить легче, чем поднять.

Например, саамская вышивка – что в ней истинное, а что привнесено, какова символика узоров, техника исполнения. Так началось мое увлечение саамской вышивкой. Я встречался со многими мастерицами. Одна из дорог привела меня в Ловозеро к известной мастерице Прасковье Петровне Захаровой, поиск привел и меня.

До позднего вечера сидели мы с хозяйкой. Разговаривали, рассматривали бисерную вышивку на старинных саамских вещах – летней обуви, игольницах, головных уборах...

– Помните Кольскую сказку? – спросила меня Прасковья Петровна.

12

рис. 1

Она рассказывает о том, как Пейве, Солнце, каждый день выходит из куваксы и объезжает на медведе и олене свои небесные владения. Люблю эту легенду, ее отголоски угадываю во многих саамских орнаментах (рис. 1). Если вглядеться, в них можно увидеть и звездный купол неба, и причудливые сопки, и рыбачьи угодья. Да только эту чудесную книгу, написанную бисером, дано прочитать не каждому. Многое, веками переносимое с одного изделия на другое, изменилось и почти утратило свое первоначальное значение. Даже Прасковья Петровна не берется объяснить значение каждого орнамента, вышитого ее руками. Канули в Лету ключи к их расшифровке.

– Наши девушки познавали эту науку от своих бабушек, матерей. И каждая вносила свое, – замечает Захарова.

11

рис. 2

Действительно, древние и современные вышивки заметно разнятся. Роднит их одно – широкий набор геометрических форм: углы, круги, полукруги, ромбы, прямые и волнистые линии, завитки (рис. 2). А петли? Ими завершаются почти все вершины углов. Они повторяются в различном порядке с такой стихийной свободой, что зачастую трудно представить законченную фигуру.

Для композиции саамской вышивки характерны четко выраженные оси и строгая симметрия. Сам же рисунок читается только «с лица» – это благодаря технике вышивки, которая дает выпуклый узор. Дело в том, что нитка с бисером всегда возвышается на основе – красном сукне, под которое подложен войлок.

Начинается работа с подбора бисера. Я наблюдаю, как Прасковья Петровна ловким движением рук рассыпала на гладком темном сукне зерна, а затем быстро разбирает и сортирует их по величине и форме. Заранее приготовлены две иголки и нитки. Длину их мастерица отмеряет в зависимости от рисунка, а толщина, как и толщина иголки, определяется по величине отверстия в зepнax. Теперь бисер нанизывается с помощью иглы на нить. Прасковья Петровна еще помнит те времена, когда для этой цели сучили нити из оленьих сухожилий. Некоторые и по сей день отдают им предпочтение. Впрочем, их с успехом заменяет капроновая леска, даже тонкая медная проволока.

Перед началом работы Прасковья Петровна не делает разметок, будущий узор держит в памяти или кладет перед собой образец. Так поступали ее предки. Но вот что удивительно – узор при этом всегда геометрически точен, пропорционален. А ведь у фигур до 24 углов. Как добиться этого, не пользуясь шаблонами, работая сразу набело? Секрет прост – в основе вышивки лежит счетная техника. Зная общее количество бисеринок на нитке, вышивальщица высчитывает, сколько их должно быть на каждом повороте, изгибе или переходе. Прием древний, как и сам орнамент. Он заставляет усомниться в утверждении о былой неграмотности этого народа.

И еще деталь: укладывая узор одной иглой, другой – с шелковой или льняной нитью – Захарова тут же за каждой бисеринкой делает закрепляющий стежок, прихватывая ниткой не только сукно, но и твердую, войлочную основу. Работа трудоемкая, а все равно этому правилу следует любая мастерица.

И вот можно сказать, что на сукне появился первый элемент бисерной вышивки. Но назвать его саамским не спешите. Вообще, саамский орнамент – всегда сложный композиционный рисунок. Он начинается от центра – с четырех бисеринок с заваленными краями, напоминающими распущенный цветок. Все последующее развивается вокруг них. Цветовая гамма орнамента обычно выдержана. Сукно – красного цвета. Бисер – белого, голубого и желтого. Встречается синий, перламутровый, зеленый. А вот   черный – никогда. Однажды я принял за него густой синий, и это вызвало бурю возмущения у мастерицы. Неизвестно, чем объяснить подобный запрет. Но это не единственная загадка орнамента. В его цифровой гамме, к примеру, часто встречаются три и семь. Вероятно, в них какой-то особый смысл. А символика узоров? Лишь некоторые из них сегодня известны: волнистая линия означает море,  полукруг – полумесяц, треугольник с петлями на углах – птица...

Помнит Прасковья Петровна и секрет эффекта глубины. Такую иллюзию создает трехрядное обрамление: с внешней стороны выкладывается крупный бисер, в середине – средний, внутренний ряд вышивается мелким. Это всего лишь азы мастерства. Свои узоры Захарова знает наизусть. Ведь умение вышивать досталось ей по наследству. Она же, в свою очередь, передала его дочерям, обучает вышивке бисером и шитью внучку.

Оценка сообщения:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Еще не оценили)
Загрузка...
  1. Пока что нет комментариев.
  1. Пока что нет уведомлений.
(обязательно)