Эвенский орнамент 

1 июля 2015 Алексей Бурыкин

Когда смотришь на эвенские национальные костюмы – нарядные кафтаны, передники, торбаса, рассматриваешь расшитые бисером сумки: авса – сумки для женского рукоделия, хилтэк – сумочки для огнива и трута, мисук – футляры для трубок, – кажется, разнообразию узоров нет предела.

Состав эвенских орнаментов достаточно богат. При этом рисунок и техника исполнения не всегда жестко связаны между собой. Часть орнаментов вышивается только бисером, другая – оленьим волосом, часть выполняется преимущественно в технике меховой мозаики. Но бывает и так, что один и тот же узор выполняется разными видами техники, хотя основная масса эвенских орнаментов приходится на шитье бисером. Между различными типами техники орнаментирования прослеживается историческая преемственность, но сам мотив при этом сохраняется без изменений.

1

рис. 1


2

рис. 2

Несколько слов о шитье оленьим волосом – способе украшения одежды, некогда широко распространенном у эвенов. Это техника нанесения на замшу-ровдугу декоративных швов, выполненных крашеным оленьим или лосиным волосом (использовался подшейный волос – нгоелрэ – с зимней шкуры оленя или лося, белый или окрашенный в коричневый цвет). Ширина шва от 3 до 8–9 мм. Интересна особенность техники: замша не прокалывается насквозь и остается совершенно чистой с изнаночной стороны. Ныне встречаются имитации шитья волосом, выполненные цветными нитками.

Существует как минимум два вида швов, один из них – дылика – дает  совершенно гладкую полосу, для второго – апкача – характерны узелки по одному из краев шва. Набор узоров, вышиваемых оленьим волосом, весьма невелик и заметно отличается от вышиваемых бисером. Чаще всего это длинные полосы, где коричневый волос через 2–3 см чередуется с белым. На некоторых изделиях, чаще всего на клапанах вьючных сумок-мангурок, встречаются вертикальные полоски, с боков и сверху (или снизу), окаймленные полукружьем – по-эвенски этот вид вышивки называется учикин. Очень редко на женских передниках выполнены ряды фигур, напоминающих подкову или прямоугольник с выемкой сверху. Такая вышивка называется малтамч – «выумчатый» (рис. 1, рис. 2).

4

рис. 4

Цветовая гамма орнаментов довольно устойчива, но не неизменна. Традиционные цвета эвенского шитья бисером – белый, голубой, черный и в небольшом количестве красный. Поле, на котором размещается узор, голубое или черное, реже белое; орнамент образует обычно черные или белые линии, красный бисер чаше всего используется в центре отдельных элементов.

3

рис. 3

Кокчаликагча –  «копыта», от эвенского кокчин «копыто», – один из самых распространенных декоративных мотивов. Встречается на передниках и торбасах, в отделке кафтанов. Представляет собой черную ломаную линию по голубому полю (существуют и другие цветовые комбинации). Величина угла ломаной линии от 60 до 90 градусов, высота зубцов 2–4 см (рис. 3).

Мэрэтикэгчэ (рис. 4) –  «кружки», от эвенского мэрэти «круг», «круглый» (о плоских предметах), – широко распространенный орнамент. Встречается на женских передниках, торбасах, полах кафтанов.

5

рис. 5

Один, реже два ряда черных кружков на светлом, как правило, голубом поле. Диаметр кружков 1,5–2,5 см, пространство внутри – одинакового с внешним фоном цвета, в центре – белая, черная или красная бисеринка   (рис. 5).

6

рис. 6

Итикагча (рис. 6) –  «личики», от эвенского ити «лицо», – еще один излюбленный эвенский мотив, которым расшиваются и передники, и торбаса, и полы кафтанов. От горизонтального ряда кружков диаметром 1–2 см («лица») отходят вниз под углом примерно 60 градусов две линии, формирующие силуэт человеческой фигурки. Ширина декоративной полосы 2,5–4 см. Цветовая гамма – обычно белое на черном фоне, но могут встретиться и другие варианты, например, черный узор но голубому полю (рис. 7).

7

рис. 7

Орнамент имеет большое количество вариантов: кружки могут занимать большую часть полосы, приближаться по форме к горизонтально расположенным овалам или прямоугольникам, один из редких вариантов близко напоминает силуэты человеческих фигурок.

У эвенов Охотского побережья орнамент итикагча встречается только в виде сплошных полос, где бисер заполняет все поле. У омолонских эвенов вышиты только контуры фигурок: свободный фон, на котором располагается орнамент, крашенная в коричневый цвет замша-ровдуга.

8

рис. 8

Остакагча (рис. 8) – «ноготки», от эвенского оста «ноготь человека», «коготь животного», – довольно редкий орнамент. Встречается на передниках, иногда на торбасах. Линия, образующая прямоугольники со скругленными верхними углами шириной 1,5–2,5 см, высотой 2,5–3,5 см (рис. 9).

9

рис. 9

В отличие от названных выше орнаментов остакагча иногда выполняется в технике шитья оленьим волосом. (Женский передник, где этот орнамент вышит волосом, в частности, имеется в экспозиции Магаданского областного краеведческого музея.)

Жительница поселка Гижига Васса Егоровна Кундырь рассказала, что раньше этот узор вышивался в том случае, если у мастерицы было мало бисера и она воспроизводила лишь рисунок. Цветовая гамма – светлая, чаще всего белая, линия на темном, чаще черном фоне.

10

рис. 10

Утэкэгчэ (рис. 10) – «домики», от эвенского утэн «дом» (дом-землянка или дом русского типа), – этим орнаментом украшают обычно нижнюю часть передников, торбаса, редко – полы кафтанов. Представляет собой ломаную линию со скругленными по верхнему краю углами. Цветовая гамма – темная линия на светлом фоне (например, черная на голубом) или светлая на темном фоне (белая на черном фоне), иногда черная и белая линии располагаются рядом. Высота декоративной полосы 1,5–2 см (рис. 11).

Часто у орнамента утэкэгчэ верхнее и нижнее пространство, разграниченные ломаной линией, зашиваются бисером разных цветов.

12

рис. 12


11

рис. 11

Огэтэ – или огэлтэкэгчэ (рис. 12) –  происхождение названия неясно. Орнамент, очень похожий на мэрэтикэгчэ («кружки») – в том варианте, когда кружки располагаются в два ряда друг над другом. Кружки при этом соединяются в восьмерку. Диаметр кружков 1,5– 2,5 см, высота полос 3–5 см. иногда встречаются два ряда восьмерок, один над другим, разделенные просветом в 1–1,5 см. Мотив может украшать любую часть костюма.

Конгкэчэ, конгкэчэгчэ, конгкэчэкэгчэ (рис. 13)–  «ромбики» высотой 1,5–3,5 см, шириной 1–2 см (реже поставленные на угол квадратики). Встречается обычно на торбасах, сумках, иногда на передниках или на коротком расшитом бисером поясе энгэнь.

13

рис. 13

Мотив для меховой мозаики из разноцветных – темных и белых – кусочков меха, чаще всего камуса. Поэтому при имитации узора бисером он чаще всего тоже двухцветный (рис. 14).

14

рис. 14

Встречается преимущественно у восточных групп эвенов, вероятнее всего заимствован ими у коряков.

15,20

рис. 15

Томинукагчна, в Гижиге конпгэликэгчэ – орнамент из ромбиков, вышитых черным бисером, с белыми крестообразными вставками внутри. Воспроизведен на костюме, хранящемся в Магаданском областном краеведческом музее, а также на нескольких женских костюмах в Тахтоямске. Жительницы этого селения объяснили, что так расшивали костюмы те мастерицы, кто раньше жил в соседнем эвенском поселке Ямске ( из окрестностей его происходит и костюм, хранящийся в Магаданском музее). А в Ямске еще в начале XX века жили обрусевшие коряки, утратившие связи со своими соплеменниками на востоке, но оставившие заметный след в культуре и языке приморских эвенов (рис. 15).

У гижигинских эвенов такой узор имеет вид горизонтально расположенных овалов и несколько напоминает мэрэтикэгчэ. Высота каждого элемента 1–2 см, длина 2–3 см. Между этими двумя мотивами много общего: одинаковые средства осложнения – либо вторая контурная линия другого цвета, либо вставки другого цвета внутри рисунка. Обычное цветовое решение – темный контур на светлом фоне, реже – светлый на темном фоне. Орнамент довольно редкий, встречается на передниках и на коротком поясе женского кафтана энгэнь.

Атакикагча – «пауки», от эвенского атаки «паук», орнамент в виде крестиков, почти всегда белых, редко голубых на черном фоне. Расстояние между крестиками 1–3 см. встречается на передниках в виде узкой полосы, расположенной горизонтально или окаймляющей с боков и снизу верхнюю или нижнюю часть передника.

Орнамент явственно выполнял магическую охранительную функцию: появление паука в жилище эвенов – хорошая примета, паука нельзя убивать, в сказках он всегда помогает людям.

16

рис. 16


17

рис. 17

Иннгэчэ (рис. 16) –  от чего образовано это слово, неясно. Орнамент, сходный с атакикагча. Имеет вид звездочек из 5–6 бисеринок одного цвета, чаще всего белого на темном (черном) фоне. Расстояние между звездочками 2,5–5 см. Встречается, как и атакикагча, в виде узкой полоски на передниках, торбасах. Иногда его окаймляют сверху, снизу или с обеих сторон полосы бисерного шитья, в качестве отделки пол женского кафтана.

Интересен технологией исполнения: звездочки, составляющие его, образуются посредством завязывания узелков на единой нитке (рис. 17).

18

рис. 18

Хамча (рис. 18) –  «смешанный», от эвенского хам-дай «смешать, смешивать», – орнамент из бусинок двух цветов – от 1 до 6– 7, нанизанных на одну нитку. Бисер трех и более цветов – эвены на одну нитку никогда не нанизывают. Как и два предыдущих орнамента, является дополнительным элементом отделки или в виде узких полос, окаймляющих другие орнаментальные мотивы, или в виде бисерных полос в одну нитку (рис. 19).

19

рис. 19

Иногда несколько расположенных параллельно ниток бисера имитируют шитье оленьим волосом. В этом случае белый и красный бисер воспроизводит цветовую гамму, присущую этой технике.

15,20

рис. 20

Нгунмэр (рис. 20) – «прямой», от эвенского нгун, – нитка бисера какого-либо одного цвета – черного, белого, голубого, красного. Служит средством обрамления узора или заполняют поле, на котором он вышит.

21

рис. 21

Нёчэ, нёчэкэгчэ (рис. 21) – «трава», от эвенского нёчэ, – мотив не имеет строго определенной формы. Цветовое решение – обычно темные линии на светлом фоне. Встречается на торбасах, изредка на полах кафтанов. Никогда – на передниках, отделка которых очень консервативна. Иногда на торбасах современной работы бисером вышивается лишь контур орнамента.

22

рис. 22


23

рис. 23

Хякитакагча (рис. 22) – «деревца» или «елочки», от эвенского хякита, «дерево (растущее)», «лиственница», – узор, напоминающий стилизованное изображение елочки. Встречается редко. В Магаданском краеведческом музее хранятся торбаса, украшенные этим мотивом.

Таннгнякагча (рис. 23) – «оленьи рога», от эвенского таннгня, «рог оленя, лося». Узор не имеет канонической формы, обычно выглядит как переплетение темных линий на светлом фоне.

Встречается нечасто, на женских сумках – авса и разнообразных поделках из бисера. Как и орнаменты нёчэ и хякитакагча, появился у эвенов сравнительно недавно.

24

рис. 24


25

рис. 25

Хакмат (рис. 24) – «шахматы», орнамент из квадратиков темного (черного) и белого цветов, имеющий вид шахматной доски. Чаще встречается в технике меховой мозаики из кусочков темного и белого меха квадратной формы. Длина стороны квадратика от 0,5–1 до 3–4 см, обычно их не менее трех рядов (два редко), иногда мотив располагается на изделии в виде нескольких отдельных фрагментов. Бисером вышивается чрезвычайно редко, очевидно, только в виде имитации мозаики (рис. 25).

26

рис. 26

Киресэкэгчэ или киресэгчэ (рис. 26) –  «крестики». Довольно редкий тип орнамента, представляющий собой ряд равносторонних крестов, контрастирующих по цвету с фоном: либо черные кресты на белом, либо белые на черном. Ширина линий, образующих крест, 0,5–1 см, ширина и высота крестов 2–4 см. Может вышиваться бисером и в технике меховой мозаики.

По существу этим и исчерпывается разнообразие. Большая часть предметов декоративно-прикладного искусства эвенов имеет устойчиво традиционные типы отделки и орнаментов. Единственные предметы, для которых характерно почти безграничное количество декоративных вариантов, – это женские сумки авса и маленькие сумочки хилтэк.

В 1991 году нам со Светланой Владимировной Будниковой, известным знатоком декоративно-прикладного искусства народов Севера, старшим научным сотрудником Магаданского краеведческого музея, довелось увидеть в поселке Гижига старый орнамент, почти забытый сегодня. В верхней части передника двумя рядами были вышиты по черной коже толстым белым оленьим волосом квадратики. Хозяйка передника не знала названия орнамента, лишь сказала: «Раньше так делали». Но Васса Егоровна Кундырь, мастерица и замечательная сказочница, прояснила для нас загадку: «Это танчача, «протянутый волос», от тандай – «тянуть, тащить»». Год спустя мне попались в литературе сведения о сходном типе отделки у эскимосов.

Оценка сообщения:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Еще не оценили)
Загрузка...
  1. Пока что нет комментариев.
  1. Пока что нет уведомлений.
(обязательно)