Главная > Декорирование одежды > Декоративно-прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусство

17 апреля 2015 Лидия Митрюкова-Фишер

Истоки декоративно-прикладного искусства Русского Севера коренятся в художественных традициях Древней Руси, обусловленных природно-климатическими условиями региона, историей, формами хозяйствования и бытовым укладом населения. Локальные художественные центры на территории бывших Архангельской, Олонецкой и Вологодской губерний складывались под влиянием монастырской культуры, традиционной эстетики финноугорских народов (карел и коми), официальных стилей эпохи и пр. Это определило стилистическое многообразие народных художественных традиций Русского Севера.

Сохранившиеся памятники декоративно-прикладного искусства XIX – начала ХХ века тесно связаны с бытовым и общественным укладом северной русской деревни, изготовлением широкого круга вещей, сопровождавших крестьянина в праздники и будни. Крестьянское искусство развивалось преимущественно в рамках домашних производств, женских и мужских ремесел. Изготовление и украшение тканей, вязание составляли занятия женщин, мужские ремесла были связаны с обработкой, изготовлением, декорированием изделий из дерева, металла, кости, производством гончарной посуды. Помимо домашних ремесел на территории Русского Севера получили развитие сельские, монастырские и городские промыслы, которые специализировались на изготовлении коробов и расписных саней, резных и расписных прялок, гончарной посуды, золотошвейных, медно-литейных и других изделий.

В узорном ткачестве, вышивке, вязании, резьбе по дереву, с одной стороны, сохранились древнейшие мотивы геометрического орнамента, связанные с языческой символикой, отголосками мифологических верований; с другой – в них отражено развитие бытового (повествование, сюжет) жанра в народном искусстве конца XIX – начала ХХ века. В изделиях народных мастеров различные виды орнамента нередко переплетаются, обретая художественное единство.

Декоративно-прикладное искусство Русского Севера представлено разнообразными видами художественного творчества. Едва ли не самыми распространенными из них являлись узорное ткачество и вышивка. Браное и ремизное ткачество бытовало повсеместно, особенно в северных, северо-восточных и центральных районах Архангельской губернии. При существовании локальных особенностей для ткачества присуща единая традиционная основа – использование ромбического орнамента, выполненного красными хлопчатобумажными нитками по отбеленной ткани, фризовая композиция, крупноузорность, монументальность. Вышивка более разнообразна. Исполненная в технике «набора», «брани», «креста», она напоминает диагональные узоры браного ткачества; шов «росписью» («полукрест»), распространенный в западных районах, особенно в Каргополье, давал более легкий, подвижный рисунок. Со второй половины XIX века становится популярной вышивка тамбуром, в конце XIX века в северорусскую вышивку проникают городские техники, например, гладь.

Тканые и вышитые узоры всегда точно соотносились с вещью. Особенно значима роль орнамента в одежде: обрамляя края, он как бы очерчивал фигуру древними обережными знаками. Общетипологическая особенность – орнаментирование затылочной части женских головных уборов (кички, повойника) несло в себе функции охраны человека и его связи с космосом. Со второй половины XIX века широкое распространение получила набойка как способ оформления домотканых тканей, идущих в основном на сарафаны, а также скатерти, пологи, занавески. Обычно набойки выполнялись мастеровыми, которые ходили по деревням с набойными досками и «набивали» узор на ткань.

Современное декоративно-прикладное искусство Русского Севера представлено тканьем напольных дорожек, декоративными тканями из цветного лоскута, вышивкой крестом и гладью, крючковым кружевом. Традиционная техника и приемы декорирования сохраняются в основном в творчестве отдельных мастеров, как правило, работающих по заказам для музеев, выставок, художественных салонов. Повышенная декоративность, отход от утилитарности стали приметными чертами создаваемых ими произведений. В 1968 году в Архангельске было организовано предприятие народных художественных промыслов «Беломорские узоры», где осваиваются и творчески используются в современных изделиях традиции народной северной вышивки, ткачества, кружевоплетения, резьбы и росписи по дереву.

Декоративно-прикладное искусство народов Севера как часть их традиционной культуры сложилось под влиянием природных условий, хозяйственных занятий и верований, но главным образом бытового уклада. Тесно связанное с домашним производством, оно было необходимой эстетической составляющей при изготовлении множества утилитарных вещей и предметов, декорировании одежды, обуви, головных уборов, предметов быта, утвари, орудий труда, средств передвижения, жилищ и других сооружений. Северные мастерицы использовали для своих изделий все доступные им материалы – мех, камус, ровдугу и мандарку, птичьи шкурки и рыбью кожу, подшейный волос оленей и конский волос, выделанную кожу животных, хлопчатобумажные ткани и сукно, бисер, бересту.

Мех, ровдугу, мандарку, рыбью кожу, мездру, бересту, подшейный олений волос народы Севера раскрашивали в различные цвета сажей, графитом, охрой, отваром коры ольхи и лиственницы, брусничным соком, илом, суриком, путем продымливания, отбеливания, вымачивания. Ярко окрашенные материалы шли чаще всего для выполнения изображений и орнаментов, темные, золотисто-охристые служили фоном. У многих народов сложилась своя излюбленная цветовая гамма: золотисто-коричневая (эвены), черно-бело-красная (якуты), темно-охристокрасная (юкагиры), бело-коричневая (нганасаны), темные тона в сочетании с белым, красным и зеленым (обские угры, ненцы), самый широкий цветовой спектр (народы Приамурья и Приморья). Яркость и контрастность красок не случайны. С одной стороны, в них отразилась окружавшая мастериц природа (темные олени на белом снегу, зеленая трава у голубой воды), с другой – восполнялся недостаток красок в белой зимней тундре, заснеженном лесу, во время полярной ночи. Декоративно-прикладное искусство народов Севера богато и разнообразно: это мозаика меховая (а также мозаика из меха и кожи, меха и сукна), аппликация, роспись по коже, узорное вязание и ткачество, изготовление и декорирование изделий из дерева, бересты, кости, металла, плетение и др. Оно испытало влияние соседей в процессе взаимодействия культур. Так, под влиянием русских и китайцев распространились шелковые нитки и шитье ими у народов Амура, якутов. Узорное вязание носков, рукавиц ханты и манси заимствовали у коми-зырян. Из русской культуры пришла вышивка крестом. Изменились орудия производства, появились хорошие иглы (раньше шили костяными), ножи, ножницы, тесла, стамески, токарные и иные станки, краски, новые материалы (шелка, бархат).

При тесном соседстве групп народов в их декоративноприкладном искусстве сформировались общие и специфические черты. Так, можно выделить два очага художественной обработки бересты – обский (ханты, манси, селькупы) и амурский (ульчи, нанайцы и др.). По художественной обработке меха определились два направления – северосамодийское (ненцы, энцы, нганасаны, северные ханты и селькупы) и северо-восточное (чукчи, коряки, эскимосы, отчасти якуты, юкагиры). По бисерной отделке меховой и ровдужной одежды и обуви – тунгусский почерк обрел своеобразие у эвенков, эвенов, долган. По отделке меха цветными сукнами отличался север Западной Сибири (ненцы, ханты, манси). Вышивкой шерстью знамениты южные ханты и манси, аппликацией и шелковым шитьем – амурские народы, шитьем серебряными нитями – якуты.

Декоративно-прикладное искусство народов Севера со временем изменялось и развивалось. Не все приемы и способы украшения одежды сохранились до настоящего времени. В прошлое ушла техника народов северо-востока Азии, украшавших одежду и предметы быта узкими полосками прозрачной кожи из трахей, пищеводов собак, нерп, чаек, их переплетами через разрезы на темной коже или ровдуге. Утрачено и уникальное искусство эскимосов шить камлейки из кишок нерпы, их украшали кусочками шерсти детенышей моржа, окрашенными в красный и синий цвета, и каймой из птичьих шкурок. Сегодня об этой технике можно судить лишь по музейным экспонатам.

В художественные промыслы превратились в XIX веке ювелирное искусство якутов, резьба и гравировка по кости чукчей и эскимосов, плетение бисером у хантов и манси. В ХХ веке подобную трансформацию претерпели и другие виды декоративно-прикладного искусства (мозаика из меха и кожи, аппликация, шитье и плетение бисером, подшейным оленьим волосом, узорное вязание и др.).

Оценка сообщения:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Еще не оценили)
Загрузка...
  1. Пока что нет комментариев.
  1. Пока что нет уведомлений.
(обязательно)