Бисер

22 апреля 2015

Бисер, мелкие стеклянные бусы, широко используемые народами Севера для украшения одежды и предметов быта. Бисер знали еще в античном мире, Древнем Египте, Византии. На Руси бисерные украшения бытовали с древних времен, о чем свидетельствуют археологические и письменные источники. Как дорогое украшение бисер использовался при дворе и среди духовенства.

На Крайний Север и в районы Сибири бисер проник в ХVIII–ХIХ веках: русские и иностранные купцы и скупщики пушнины меняли его на меха. До появления здесь бисера аборигенное население для украшения одежды и предметов быта использовало бусы – кружки, шарики, столбики, выточенные из мамонтовой кости и окрашенные в различные цвета натуральными красителями. Старинный бисер был разнообразен по форме, цветовым оттенкам и ценился на Севере очень высоко.

Эвенки за несколько крупных бисеринок отдавали оленя. Мастерицы ценят этот бисер и ныне, переносят со старых вещей на новые. Искусство шитья бисером у коренных народов Севера передается из поколения в поколение. Бисерным орнаментом в сочетании с сукном, кожей, мехом северные мастерицы украшают одежду, обувь, головные уборы. Даже самые мелкие и будничные предметы одежды и домашнего обихода поражают богатством и сложностью орнаментальной бисерной вышивки. В последнее время шитье бисером получило особенно большое распространение. Бисер позволяет создавать разнообразные композиции, выполнять сложные розетки, подвески, способствуя развитию национального орнаментального искусства. Каждый народ Севера по-своему использует эффект шитья бисером, цветовую гамму, сочетание бисера с различными материалами. Эвенки отдавали предпочтение красному, желтому, зеленому цветам, дополняя и подчеркивая их белым и черным бисером. Украшая кожаные и меховые изделия, эвенки по-разному используют бисер. Иногда это сплошной настил без просвета, где очень важно ритмичное чередование одинаковых по цвету и размерам бисеринок и равных промежутков между ними (нагрудники, пояса). В случае, когда в декоративном оформлении применялись цветные полоски из ткани, бисер нашивали скупо, на расстоянии друг от друга, в один или несколько рядов. Так украшались ровдужная одежда, берестяные, обшитые мехом и ровдугой вьючные сумы.  Эвенский и долганский бисерный орнамент носил геометрический, полосовой характер. Эвены расшивали меховые шубы, нагрудники полосами бисера, в которых преобладал голубой цвет. Орнамент строился на переходах от самых светлых к глубоким темным и, наконец, черным тонам. Иногда в полосовой орнамент вводился мотив круга из голубого, белого, синего и черного бисера, круги часто обрамляли дугами. Богато украшена бисерным шитьем суконная одежда хантов и манси. Орнаментные полосы покрывают полы, подол, рукава, манжеты, плечи, воротник, вырез ворота платьев, халатов, кафтанов, налобные повязки, накосные украшения, мешочки для хранения наперстников, рукодельные сумки.

Северные ханты также расшивали бисером кожаные туфли-чирки. Узоры – геометрические, любимые цвета – белый, черный, синий, красный.

Якуты в прошлом обильно украшали бисером предметы конского убора (кычимы, чепраки) из сукна и бархата. Из штампованных металлических бляшек и бисера выкладывали традиционный узор, цветной бисер, как правило, окаймлял бляшки. Узор, выполненный из бляшек и бисера, украшал также головные уборы и обувь. Из них делали и поясные украшения.

Бисерная розетка корякской кухлянки оторочена мехом, орнамент ее составлен из секторов разной величины и цвета, сложных сочетаний геометрических фигур. Традиционное украшение кухлянки – свободно свисающие подвески из бисера и стеклянных бус. Их часто пришивают к розетке как ее продолжение, более всего подвесками украшают спину изделия, там бисер более крупный, чем спереди.

Техника шитья бисером у народов Севера и Сибири традиционна. Нашивная техника: бисер набирают на иглу с нитью и укладывают на основу по заранее начерченному контуру рисунку. Другой иглой с нитью закрепляют бисер, прихватывая ткань иглой через каждую бисеринку. Шитье бисером производят на полосах, розетках, квадратах, которые затем пришивают на готовую вещь или вшивают между двумя ее деталями. Разнообразя фактуру бисерного настила, якуты и эвенки используют одновременно различный по величине бисер.

Менее распространенная, чем нашивная, техника низанного бисера: бисерные нити не крепят к основе, а, переплетая между собой, оставляют свободными. Нить с двух концов заправляется в две иголки, одной иглой набирается бисер, спускается по нитке на середину, вторая игла проходит в бисеринки в обратном направлении и затягивает нить. В этой технике выполняют подвески, а также пояса, нагрудные украшения, кошельки, сплошь состоящие из бисера.

Вышивку бисером северные мастерицы сочетали с аппликацией полосками из цветной ткани, выпушками длинноворсового меха, вышивкой подшейным волосом оленя, росписью по коже, мозаикой меховой и др.

Техника шитья и способы орнаментации бисером почти не испытали изменений. И все же происходит замена мелкого орнамента более крупным, геометрическо-растительным, заметен повышенный интерес к изображению зверей, жилища.

Оценка сообщения:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Еще не оценили)
Загрузка...
  1. Пока что нет комментариев.
  1. Пока что нет уведомлений.
(обязательно)