Без бисера нет одежды

29 апреля 2015 Л. Столыпина

Долганы – народ, сложившийся исторически сравнительно недавно — в XVII—XVIII веках. Они родственны эвенкам, но говорят при этом на якутском языке. Их родственность якутам проявляется и в ряде черт материальной культуры, например, у долган можно встретить серебряные украшения и наборные пояса, абсолютно идентичные якутским. Однако в самой одежде, ее строении прослеживается сильное влияние русской культуры, воспринятой долганами от затундренских крестьян – русских старожилов. Формы казакинов и тулупов вытеснили почти три столетия назад более древние виды одежды, характерные для оленеводов и охотников. 

1

рис. 1


2

рис. 2

Долганская одежда не только теплая и удобная  – она впечатляет яркостью орнаментов, оригинальностью композиций и техникой вышивания. В украшении праздничной одежды преобладает бисер, повседневной – аппликации из цветных полос ткани, разноцветные нитки, меховая мозаика, подшейный волос оленя (рис. 1, рис. 2). И в том и в другом случае орнамент строится на сочетании шести цветов: черного, белого, синего (голубого), красного, желтого, зеленого. В отличие от национальной одежды некоторых народов Севера у долган наблюдается полное несовпадение мужской и женской одежды. Единственное сходство – удлиненный сзади подол.

Женская парка

3

рис. 3

Это длинная шуба, в талию, подол присборен складками-фалдами сзади на фигурной детали спинки. Парку шили из толстого черного сукна или из короткошерстного меха оленя. По борту и подолу пришивали орнаментированную кайму, на рукав нашивали яркие поперечные полосы шириной 3–5 см из красного, синего, желтого ситца, образующие манжету рукава. Край манжеты и ворот обшивали лисьим, песцовым, иногда волчьим мехом. Полы спереди сходятся встык и пристегиваются пуговицами или соединяются узкими ровдужными вязками (рис. 3, рис. 4).

4

рис. 4

С шитья каймы, кропотливой и трудоемкой работы, длившейся порой месяцами, начиналось изготовление парки. Полосу делали из гладкой, блестящей черной коровьей или подкрашенной жеребячьей шкуры. Применение этих материалов наряду со шкурами оленя еще раз доказывает родство долган с якутами-скотоводами, занимающимися содержанием и разведением крупного рогатого скота в условиях Крайнего Севера.

Кайму украшают почти одинаковыми узорами геометрической формы. Основной орнамент – ардай. Издали по кайме отчетливо читается яркая зубчатая лента с острыми углами высотой 7 см, шириной 5 см. На повседневных шубах-парках ее выполняют в технике аппликации полосками цветного сукна, сатина или ситца по суконной основе. На вертикальных полосах вместо сплошной двухцветной зубчатой ленты размещены один за другим уголки – «крылышки» – красные и синие. На праздничных, выходных шубах-парках кайма выполнена из шкуры или сукна и расшита бисером. Это – изображение северного сияния.

Кроме вышивки бисером существовала и другая, еще более удивительная и более трудоемкая техника выполнения орнамента «северного сияния». В густой мех бортов и подола парки вшивали крошечные лоскутки красного и синего сукна. Для этого в орнаментируемой полосе-кайме со стороны мездры делали ряд точно намеченных и правильно расположенных отверстий, в каждое из которых заправляли миниатюрный лоскуток и аккуратно закрепляли с изнанки ниткой. У парадной парки плотно прилегающую спинку отделывали кроме цветного суконного канта, подчеркивающего швы, еще и навесными серебряными украшениями.

Серебряные украшения – цепи из одинаковых звеньев, очень интересной и своеобразной формы. Фигурные, имеющие отдаленное сходство с женским силуэтом, пластинки скрепляют при помощи тоненьких колечек, продетых в круглые отверстия. Другое характерное украшение одежды – пояса из серебряных пластин, закрепленных на широком ремне из кожи или ровдуги. Сами пластины спиральные, с гравированными рисунками.  Авторы украшений – якутские кузнецы и граверы по металлу.

Зимние виды женской одежды надевают поверх внутренней песцовой шубы хон с воротником из меха лисы. Женская традиционная одежда состоит из нескольких  видов – гелама, толбон, тири ардай, огуролак хонтоп, худургу. Каждая парка имеет свое предназначение. Геламу шьют из короткошерстной (осенней) оленьей шкуры. Это распашная парка, ее главное украшение – клинья в передней части. Толбон также делают из короткошерстной оленьей шкуры. Украшают аппликацией из полосок и кубиков светлого и темного меха.

Гелама и толбон – повседневные виды одежды.

Тири ардай – праздничная шуба. Ее изготавливают из короткошерстной шкуры, украшают бисерным орнаментом «ардай» на кайме, оторачивают мехом росомахи или волка.

Огуролак хонтоп – шуба из толстого сукна. В остальном – и по покрою и по декору – она не отличается от тири ардай.

Хонтоп – повседневная верхняя одежда из сукна. Ее носят и зимой и летом. В отличие от тири ардай и огуролак орнамент на ней выполнен нитками мулине разного цвета. Худургу хонтоп шьют тоже из сукна. Полоски на кайме, украшающей эту одежду, вышиты разноцветными кусочками ситцевой ткани. Она предназначается для повседневной носки в любое время года.

В тундровой зоне долганы носят парки, сшитые из пыжиковой шкуры, которые подпоясывают ремнем.

Мужская парка

5

рис. 5

Мужская парка – распашная, ее шьют из оленьих шкур мехом наружу. Полы сходились и завязывались ровдужными завязками. Под одежду надевали нагрудник, прикрывающий грудь и живот. Подол сзади был несколько длиннее, чем спереди. Вдоль пол и спереди по поясу нашивали полосу сукна красного цвета, вышитую бисером. Мужскую парку украшали мозаикой из меховых полосок, бисером и полосками из окрашенной ровдуги и тканей. Ворот парки – большой, круглый, на вздержке, нередко к нему пришивали отложной воротник (рис. 5).

Виды мужской одежды – копо, беча, хонтоп.

6

рис. 6

Копо – распашная куртка из неблюя или густошерстного оленя. Копо делали из одной целой некроеной шкуры таким образом, что центральная ее часть покрывала спину, в боковых частях шкуры делали вертикальные надрезы-проймы для вшивания рукавов. Копо шьют из белой и темной шкур (рис. 6). Носят повседневно.

Беча – праздничная одежда из короткошерстной шкуры или толстого сукна. Она богато украшена бисером. Спереди яркий нагрудник, по подолу – красочная кайма.

Хонтоп, или ойу хонтоп, – повседневная одежда на зиму и лето. Ее шьют из толстого сукна. Кайма идет вдоль стыка обеих пол и по подолу. Края воротника вышиты тесьмой или нитками мулине.

Летней мужской одеждой служили кафтаны hон топ, что значит «шуба верх». Их шили из черного сукна или плиса с прямым разрезом спереди и сходящимися полами, с широким отложным воротником. Спинку кроили в талию; от пояса вниз до полы был разрез, в который вшивали клин, заложенный снаружи в виде бантовой складки. По крою эта одежда совпадала с якутской.

Головные уборы

У долган резкой разницы между мужскими и женскими головными уборами нет. Поверх головного платка надевают теплый капор бергене с подкладом из осеннего песца с опушкой из длинношерстного меха росомахи.

Женский капор состоит из трех частей: центральной продольной полосы, покрывающей темя и затылок, и двух боковых полос, закрывающих уши и щеки. А мужской – из двух частей: широкой полосы, проходящей поперек головы, и вшивной полукруглой части, закрывающей затылок. Наиболее старинными были меховые капоры, сшитые из шкурок с лапок лисы, волка, песца. Их носили только женщины и пожилые мужчины. Долганы украшали свои капоры большим количеством цветного бисера в виде рядов, расположенных по основным швам капора.

Обувь

Зимнюю обувь длиной до колен и выше шили из оленьих камусов, расшивали бисером, аппликациями из цветных ниток или полосок ткани, вышивали подшейным волосом оленя. Внутрь надевали «чулки» из зимних оленьих шкур с подстриженным ворсом мехом внутрь. В настоящее время совершенствуется, приближаясь к современным условиям, и обувь. Из традиционных бокарей и унтов получились унтайки на кожаной подошве.

Россыпь бисерных фантазий

Бисер высочайшего качества, разнообразных цветов и оттенков развозился купцами по всей Европе. В том числе и на Таймыр. Мастерицы выменивали бисер на меха, украшали им свои изделия. По орнаменту или форме украшений судили о достатке человека, его месте жительства, статусе, составе семьи, роде деятельности. Чтобы уберечь ребенка от сглаза, ему на руку надевали браслет или бусы, а над изголовьем люльки подвешивали какой-нибудь амулет из бисера. Некоторые части шаманского костюма тоже украшали бисером.

Бисерные изделия могут поведать о том, как жили люди в далекие времена, каковы были их вкусы и привычки.

Долганы предпочитают бисер ярких и сочных тонов, подбирают его по принципу контрастности.

Среди шести цветов долганского орнамента предпочтение отдается красному и синему. Красный – олицетворение народного представления о солнце, синий – о бесконечности бытия.

Интересна также цветовая гамма художественной вышивки. В ней используются те же цвета, но самым притягательным считается розовый (haгa – чайка).

По своей конфигурации долганские орнаменты напоминают стилизованные изображения предметов и животных.

Узор долганской вышивки, техника его исполнения – результат творчества многих поколений. В создании новых узоров мастерицы не отходили от народных традиций, не разрушали художественного стиля.

На моей персональной выставке под названием «Россыпь бисерных фантазий» были представлены более двадцати работ из бисера. В них можно увидеть северных животных, птиц. Они связаны с историей моего долганского народа, его обычаями, праздниками. К этому искусству я приобщалась с детства. Первые азы вышивания получила от мамы. Садилась рядом с ней и вышивала. Ходила вместе с ней на работу и наблюдала, как катырыкские мастерицы, которые всегда отличались изысканным мастерством на Таймыре, создают красочные и разнообразные орнаменты и узоры к долганским унтайкам.

Разноцветный бисер радует глаз; как начнешь набирать, потом шить и рисунки накладывать – оторваться не можешь. Кажется, что сидишь и северное сияние вышиваешь. Случалось и так, что рассыплешь на пол бисер и потихоньку, пока мама не увидела, собираешь – будто звездочки с неба плетешь. И это доставляло удовольствие, будто снежинки или ягоды с земли собираешь. А теперь я хочу описать технику вышивания бисером.

Рабочее место должно быть хорошо освещено и освобождено от всего лишнего. Не зря, наверное, мастерицы садятся вышивать не в полярные дни и вечера, а ближе к весне, когда света много, да и времени больше после зимней спячки. Чтобы бусины не скатывались со стола, надо постелить скатерть или любую однотонную ткань с нескользящей поверхностью. Бисер удобно набирать на иглу, если он насыпан по цветам в низкие баночки или коробочки или рассыпан небольшими кучками на салфетке.

Прежде чем приступить к работе, надо убедиться, что материала хватит на все изделия, и когда большая часть работы уже выполнена, добавлять материал другого цвета не придется.

При работе с бисером надо научиться правильно сидеть, правильно держать иголку, освоить основные виды швов по ткани. Нитка для шитья и низания бисера должна быть капроновая или любая прочная нить, обязательно вощеная, чтобы не путалась.

Раньше нитками служили оленьи сухожилия: они прочные, не рвутся, не перетираются и на морозе не ломаются. Их и сейчас делают сами мастерицы из ножных и спинных мышц оленя. При разделе туши извлекают сухожилия, очищают от кусочков мяса, сушат. При просушке сухожилия теребят, раздергивают и осторожно вынимают по одному тонкому волокну, слегка смачивают слюной и катают на коленях тонкими нитями, затем соединяют их, утолщая и удлиняя. Левой рукой держат за конец волокна, а правой скатывают. Эта кропотливая работа требует большого усердия и терпения. Ею занимаются в основном зимой, чтобы к весне был необходимый запас ниток. Каждая мастерица сама определяет удобную для себя длину нити в зависимости от того, как ей проще: работать с более длинной нитью или чаще заменять ее.

Для нанизывания бисера понадобится тонкая игла, двойная нить, чтобы не соскользнула и не потерялась иголка, и бисер нужного размера и цвета. Во время нанизывания обращайте внимание на натяжение нити. Если вы сильно ее натянули, изделия будут коробиться, топорщиться, бусины лягут неровно. Если нить натянута слишком слабо, то в промежутках между бусинками будут видны нитки. Такое изделие плохо держит форму.

7

рис. 7

Манера вышивки бисером у разных народов имеет технологические особенности, но каждая умелая мастерица нашивает его на ткань без предварительных рисунков. Иголка с ниткой выводится на лицевую сторону ткани. На нее нанизывают определенное количество бисеринок и укладывают на поверхность. Берут другую иголку с ниткой и закрепляют продольным стежком нить с бисером, нашивают на ткань-основу, прокалывая ткань сверху и снизу вверх через каждую бусинку или две, поддерживая нить с бисером (рис. 7).

Мастерица при шитье по ткани работает не очень толстой иглой, надевая наперсток на указательный палец. Шьют, направляя иглу к себе. Указательным пальцем давят на иглу, погружая ее в материал до ушка. Затем, захватив ее снизу, протаскивают нитку и крепко натягивают шов. Иглу вводят в ткань выкроенной суконной полоски, закрепляют нить узелком и выводят так, чтобы образовался вертикальный столбик из бусинок. На изнаночной стороне образуются два ряда продольных параллельных стежков.

Если конец ткани заправить между коленями или под колено с внешней стороны ноги, при шитье будет легче регулировать натяжение ткани. Если лоскут короткий, можно прикрепить его булавкой к столу.

Условия хранения изделий зависят от материалов, из которых они выполнены. Бисер следует оберегать от механических повреждений.

Оценка сообщения:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Еще не оценили)
Загрузка...
  1. Пока что нет комментариев.
  1. Пока что нет уведомлений.
(обязательно)