Аппликация

21 апреля 2015

Аппликация, один из наиболее популярных у северных народов способов ручной декоративной отделки одежды, обуви, предметов домашнего обихода.

Техника аппликации состоит в наложении одного материала на другой, служащий основой. Как правило, накладываемый материал отличается от основы по цвету, а нередко и по фактуре. Народным мастерицам были известны разные способы аппликации: кожей по коже, мехом по коже, кожей по меху, хлопчатобумажной тканью или сукном по ткани, меху и коже.

Аппликация из ткани широко представлена в одежде хантов, манси, кетов, шорцев, тофаларов, эвенков, народов Приамурья. Аппликация из сукна характерна для сезонной одежды, зимней обуви, утвари обских угров, шорцев, эвенов, якутов, юкагиров, эвенков. Кафтаны-пальто, платья и халаты хантов, нагрудники юкагиров, попоны якутов – настоящие произведения искусства. У хантов и манси мастерицы украшали одежду многочисленными орнаментными полосками из ткани. Геометрические стилизованные узоры имели каждый свое название – «ветви березы», «заячьи уши», «оленьи рога», «след соболя», «голова» и др. Узорные полосы (чаще всего из белой ткани) контрастировали по цвету с тканью костюма. Без всякого трафарета мастерица складывала из них любой узор и пришивала с изнанки ровными, как на швейной машине, стежками.

Аппликация из ровдуги встречается на юкагирских сумочках, эвенкийских кисетах, ею украшали свою обувь ханты и манси. Нередко ровдуга сочеталась с мандаркой. Чукчи, эскимосы, коряки предпочитали украшать обувь, одежду, декоративные ковры аппликацией из мандарки. Для изготовления деталей орнамента брали белую мандарку. На кроильной доске от руки или по специальным шаблонам острием ножа вырезали полоски, треугольники, кружки, квадраты. Кожу кроили в любом направлении, следили только за экономным ее использованием.

Широкие полосы аппликации чукчи и эскимосы пришивали к основе поперечными стежками на расстоянии 3–4 мм, более узкие крепили посередине продольными стежками на расстоянии 4–5 мм друг от друга. Ромбики, треугольники, квадраты прихватывались по углам одним поперечным стежком.

Оригинален прием украшения знаменитых чукотских мячей круглыми розетками. Из мандарки вырезают кружок, который накладывается на полоску, выкроенную из белого камуса. Полоска оборачивается вокруг кружка так, чтобы ворс «смотрел» наружу. Белый кружок из мандарки крепится к кожаной основе мяча поперечными стежками, при этом внутрь захватывается кожа камусной полоски, а снаружи остается блестящая щетка из белых волос. Получается своеобразная розетка.

Розетками подобного типа коряки украшали свою одежду. Их называли йыгъилгын (луна). Сшитые из кусочков оленьей шкуры и отороченные длинноворсным светлым мехом они действительно светятся на темной поверхности ровдуги. Орнамент их может быть разнообразным – составленным из секторов разной величины и цвета, из концентрических окружностей или более сложных сочетаний геометрических фигур. Чаще всего такими розетками украшают кухлянки, которые шьются мехом внутрь, и головные уборы.

Техника аппликации издавна известна и амурским мастерицам. Ульчи, нанайцы, ульта (ороки), орочи, удэгейцы, негидальцы широко применяли ее при отделке халатов из ткани, ровдуги, рыбьей кожи. Ткань, из которой предстояло вырезать узор, с изнанки подкрахмаливали, туда же приклеивали трафарет (берестяной или из рыбьей кожи) и, с силой проглаживая с помощью костяного утюжка, переводили этот узор на лицевую сторону. По намеченному контуру деталь вырезали и наклеивали рыбьим клеем на основу. Края аппликации оформлялись разными способами. У всех амурских народов в прошлом была широко распространена обметка края по полоске из рыбьей кожи: на край узора наклеивали узенькую (1 мм и менее) полоску, затем ее обметывали тонким шелком стежками вплотную – так, чтобы по краю аппликации образовывался плотный валик округлой формы. Иногда край аппликации отделывали узким швом в виде елочки или сеточки внутри стебельчатого контура – сиулэмэ – либо более простым швом «через край», швом с «зубчиками». Уникальна прорезная аппликация, имитирующая рыбью чешую. Ею народы Приамурья нередко украшали женские халаты, которые отличались яркостью, праздничностью, гармоничным сочетанием цветов. Для аппликации в этих случаях использовалась хорошо выделанная кожа рыб – как отбеленная, так и выкрашенная в яркие цвета.

Особенно славились выполненные способом аппликации ковры нанайских и ульчских мастериц – орнаментальные композиции с оригинальными предметными мотивами. Нередко в центре композиции находится два крупных, зеркально расположенных изображения птицы, оленя, иногда – четыре рыбы, изогнутые наподобие завитков. Пространство между этими элементами и каймой всегда плотно заполнялось дополнительными узорами. Цветовое решение ковров разнообразно. Фон может быть светлым или темным, соответственно решается и колорит узоров. В большинстве случаев кайма бывает более темной, чем центральная часть ковра. Изготовление орнаментов ковров было чрезвычайно трудоемкой работой, требовавшей от мастерицы знания материала – оленьей шкуры, кожи рыб и морских животных, а также сноровки, фантазии и безупречного вкуса.

Оценка сообщения:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Еще не оценили)
Загрузка...
  1. Пока что нет комментариев.
  1. Пока что нет уведомлений.
(обязательно)